«Дом птиц» на Молодогвардейской, 93 купили в 2020 году и восстановили основатели проектного бюро ТМ Александр Шуткин и Ира Фишман. В здании находится офис архитекторов. Сейчас его владельцы благоустраивают свой уютный дворик. Рассказываем, как устроено пространство новой культурной площадки и зачем создавать подобные локации в Самаре.
Основатели проектного бюро ТМ Александр Шуткин и Ира Фишман восстановили дом 93 на Молодогвардейской и организовали культурную площадку. Фото: Виталий Шабинский
В 1859 году это дворовое место начал застраивать самарский мещанин Ксенофонт Гаркин. В честь этого события в прошлом году во дворе «Дома птиц» открыли выставку «Время 18:59». Для посетителей организовали фотозоны и установили арт-объекты. Здесь можно увидеть календарь с событиями 1859 года в мире и Самарской губернии, копию карты того периода и «Марш прогресса» – иллюстрацию эволюции человека.
Как случайность стала большим проектом
Раньше Александр и Ира жили в Промышленном районе города. Когда появилась возможность, они сразу переехали в старый центр поближе к набережной. У них всегда была мечта – найти небольшой домик, сделать в нём офис и показать возможности работы с исторической недвижимостью. Не так давно она стала реальностью.
«Дом птиц» имеет статус ценного градоформирующего объекта. Нашли его архитекторы случайно. Они приехали на Молодогвардейскую, чтобы посмотреть другое помещение и заметили объявление на фасаде напротив. Александру и Ире повезло, потому что информации о продаже или аренде этой недвижимости в интернете не было. Когда здание попало в руки архитекторов, они стали приводить его в порядок: поменяли крышу, сделали ревизию перекрытия (а именно, исследовали его на предмет прочности и сохранили старые балки – они в отличном состоянии, только доски пола поменяли и подшивку потолка на первом этаже), очистили фасад от советской штукатурки и краски до кирпича. Во дворике они заменили мощение – так вместо старого асфальта появился красный печной кирпич.
«Дом птиц» имеет статус ценного градоформирующего объекта. Фото: Виталий Шабинский
Прилегающую территорию тоже решили преобразить. Во дворе оставался фундамент старого сарая. На нём организовали небольшой уютный лекторий. С соседкой договорились о том, что стена её гаража может быть использована в качестве основы для экрана.
Здесь можно увидеть часть прошлогодней выставки «Время 18:59», которую архитекторы создали вместе с музеем Алабина. Фото: Виталий Шабинский
Наши соседи практически не используют двор в глобальном смысле, поэтому это решили сделать мы. Создали здесь общественную площадку, проводим лекции в тёплое время. Ведём такой небольшой образовательный проект, в который мы планируем приглашать разных экспертов, связанных с городами, искусством, архитектурой. Здесь место для дискуссий и общения.
Александр Шуткин
Искусство во дворах
Здесь можно увидеть часть прошлогодней выставки «Время 18:59», которую архитекторы создали вместе с музеем Алабина. Также на стене соседнего дома сохранились декоративные плитки с кроликами, созданные в рамках фестиваля «Назад в город» проекта галереи «Виктория». Этой инсталляцией художники переосмыслили важное событие 1859 года – бурное распространение кроликов по Австралии. Во дворе были представлены арт-объекты авторов из разных городов страны, которые после вернисажа отправили обратно владельцам. Но кролики из цемента, работа самарской художницы Софьи Гараниной, остались здесь навсегда.
Кролики из цемента – работа самарской художницы Софьи Гараниной, созданная для фестиваля «Назад в город». Фото: Виталий Шабинский
Не обязательно специально создавать арт-объекты. Каждый двор очарователен своим масштабом, обвитыми плющом стенами, перевёрнутыми лодками, старыми швейными машинками или тумбочками. По сути, маленький блошиный рынок есть почти в каждом самарском дворе. Всё это возникает само по себе из ткани города. Мне нравится история популяризации этого.
Ира Фишман
Александр Шуткин: «Можно сказать, что исследование дворов – это определённый вид самарского туризма». Фото: Виталий Шабинский
В Самаре много арт-объектов во дворах. Если пройтись по ним, то можно найти много интересного. Однако всё равно каждое место – это некая приватная территория. К нам, например, каждый день кто-то заходит. Но чтобы приходили с экскурсией как в какой-то музейный объект, такого нет.
Можно сказать, что исследование дворов – это определённый вид самарского туризма. Войти тихонько, пока никого нет, и посмотреть – в этом есть сакральность.
Александр Шуткин
Развитие культурной площадки
Ира и Александр планируют на постоянной основе проводить во дворе интересные лекции, а также продолжать дворовые выставки, например, с фотографиями. С помощью таких проектов архитекторы могут донести до горожан основы того, как устроен город, почему в нём происходят разные процессы, почему какие-то дома сносят, а другие не сносят. Когда люди будут понимать эти механизмы, то они смогут самостоятельно влиять на городские процессы, считает Ира Фишман.
Ира Фишман: «Одна из проблем самарского исторического поселения в том, что здесь много не размежёванной земли». Фото: Виталий Шабинский
Кажется, что здорово иметь свой «островок» уюта, красоты и спокойствия в центре города. Однако не так всё просто. Пара столкнулась с некоторыми подводными камнями, и связано это с юридическими вопросами. Они могут помешать дальнейшему облагораживанию и благоустройству двора.
Одна из проблем самарского исторического поселения в том, что здесь много не размежёванной земли. Когда мы занялись двором, то подняли этот вопрос. В итоге нашли план квартала, на котором размежёвано практически всё, а на место нашего двора пусто. Мы обратились с этой проблемой к главе города, надеемся получить ответ.
Ира Фишман
Ира и Александр планируют на постоянной основе проводить во дворе интересные лекции, а также продолжать дворовые выставки. Фото: Виталий Шабинский
Пара уверена, что любые проблемы можно решить. Поэтому от идеи покупки или аренды недвижимости в старом городе не стоит отказываться. Реновация исторической застройки важна. С одной стороны, такое приобретение – это вызов, а с другой – раскрытие потенциала исторического объекта.
К тому же, в городе наблюдается тенденция, когда улицы оживают с приходом бизнеса и новых жильцов. Например, та же улица Молодогвардейская не всегда была такой оживлённой. В 2014 году здесь была депрессивная территория. Постепенно на ней начали появляться магазины, офисы, кафе и рестораны. Также можно увидеть, как расцветают некогда заброшенные и пустые пространства города – «Станкозавод», «8 студий», «Артист».
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий