7 сентября 2024 года после трёх лет реставрации открылся один из самых известных городских исторических особняков в Самаре – Дом со слонами. Памятник архитектуры, вдохновлённый эпохой модерна, стал отражением творческих взглядов своего владельца Константина Головкина. Рассказываем, в чём были сложности при реставрации и что там можно увидеть сегодня.
Дом со слонами (бывшая дача Константина Головкина) в Самаре. Фото: Виталий Шабинский
Спустя 115 лет после строительства здание по-прежнему выглядит необычно и самобытно, но при этом сохраняет атмосферу дачи, где в каждой детали видна любящая рука хозяина.
Константин Павлович Головкин (1871-1925)
Самарский купец, меценат, художник, архитектор, краевед. Принимал активное участие в культурной жизни города, занимался живописью, музейной деятельностью и краеведением. А в 1909 году подарил городу настоящую жемчужину архитектурного модерна – Дачу со слонами.
Спустя 115 лет после строительства здание по-прежнему выглядит необычно и самобытно. Фото: Виталий Шабинский
Больше, чем модерн
Историческое здание, признанное на федеральном уровне объектом культурного наследия, расположено в районе 4 просеки, на улице Советской Армии, 292. Его называют жемчужиной модерна, но на самом деле архитектурный стиль дачи куда многообразнее.
В облике и конструктиве здания переплетены разные стили. Видны мотивы модерна, актуальные в то время и вдохновившие самого Головкина – известного модника и фантазёра. Встречаются элементы венского сецессиона – движения, которое было связано с модерном и отличалось чёткими структурными линиями и сдержанной геометрией. В силуэте здания нашли воплощение невероятное творчество и креатив, присущие Константину Павловичу, здесь много нестандартных решений. В результате здание вышло за пределы модерна – в первую очередь, благодаря уникальной личности его автора и владельца.
руководитель Центра креативных индустрий комплекса «АрхСлон» Елизавета Васильева
С архитектурной точки зрения уникальны сама форма здания и его объём, а также необычная для дач того времени планировка. Фото: Виталий Шабинский
С архитектурной точки зрения уникальны сама форма здания и его объём, а также необычная для дач того времени планировка. Исторический интерьер здания со временем был утрачен, однако известно, что стены в комнатах были разных цветов, а в гостиной размещалась экспозиция картин Головкина. В доме нашлось место для лаборатории с мастерской, где Константин Павлович занимался живописью, и была домашняя обсерватория в башне, где он наблюдал в телескоп за звёздным небом.
Ещё одно необычное для того времени архитектурное решение – несколько крытых и открытых террас. Кстати, одна из них, центральная, со временем была застроена. Даже на фотографиях пяти-шестилетней давности пространство террасы выглядит закрытым пристроем.
Дом со слонами называют жемчужиной модерна, но на самом деле архитектурный стиль его куда многообразнее. Фото: Виталий Шабинский
Исторически эта была открытая летняя веранда, часть летней дачи, где Константин Павлович с семьёй пили чай, рисовали пленэры. Её закрытый облик – это советский новодел.
Когда началась реконструкция, кто-то из горожан сделал фотографии с дрона и выложил в интернет фотографии с подписью, что дачу Головкина обещали сохранить и реставрировать, а на самом деле сносят и разбирают по кусочкам. Здание на тот момент действительно разбирали, но не целиком, а только ту его часть, которая изначально не была запланирована. Реконструкция вернула дачу к первозданному облику. Теперь на открытой веранде расположилась смотровая площадка, откуда туристы могут оценить живописные волжские виды.
руководитель Центра креативных индустрий комплекса «АрхСлон» Елизавета Васильева
Нестандартная разноуровневая крыша, самобытный ритм фасада, который формируют высокая башня и расположенный рядом более низкий блок здания, а также необычная форма верхушки – всё это делает Дом со слонами уникальным. Беглого взгляда на фасад точно недостаточно: в здание хочется всматриваться с разных ракурсов, изучать детали.
От загородной резиденции к запустению
История Дома со слонами начинается с эскизов купца Головкина: сохранились документы, где он по праву указывает себя единственным автором постройки. Он создавал карандашные наброски будущего здания, вырезал и клеил бумажные макеты, корректировал пропорции и думал над интерьерным наполнением. К реализации конструктивно-технической части Головкин подключил специалистов, но визуальный облик здания и его наполнение – полностью его работа.
Сразу после строительства в 1909 году дача использовалась как место жительства семьи Головкина. В тёплое время года Константин Павлович приезжал в эту летнюю резиденцию с семьёй, чтобы отдыхать и наслаждаться волжскими видами.
В тёплое время года Константин Павлович приезжал в эту летнюю резиденцию с семьёй, чтобы отдыхать и наслаждаться волжскими видами. Фото: Виталий Шабинский
Во время революции он был вынужден покинуть Самару и какое-то время жил в Иркутске. Когда Головкин вернулся, дача ему уже не принадлежала. Здание переходило от одного владельца к другому и пережило очень многое. Здесь располагался госпиталь, затем детский сад, а в последние годы советской власти – дом культуры «Водоканала». На этом этапе от роскошного исторического интерьера здания, увы, ничего не осталось.
Тем не менее, даже после утери связи с историческим владельцем, дача продолжала жить. В разные времена здесь был кинозал, проходили концерты и выступали художественные ансамбли, функционировала детская музыкальная школа и даже проводили свадьбы. Был у здания и период безвременья, когда дача стояла заброшенной. Доступ к зданию был закрыт, остались лишь легенды. Например, о том, что в двух исполинских статуях слонов, расположенных на территории здания, владелец спрятал сокровища или ценные документы.
После революции здесь располагался госпиталь, затем детский сад, а в последние годы советской власти – дом культуры «Водоканала». На этом этапе от роскошного исторического интерьера здания, увы, ничего не осталось. Фото: Виталий Шабинский
Новая жизнь Дома со слонами
В 2021 году Дачу со слонами решили отреставрировать. Встал вопрос: какой функцией наделить здание, чтобы оно обрело новую жизнь.
Было принято решение организовать внутри школу молодого архитектора – образовательную базу для будущих специалистов. Чтобы, унаследовав культуру и творческий дух Константина Павловича, передать этот импульс студентам и молодым творцам.
руководитель Центра креативных индустрий комплекса «АрхСлон» Елизавета Васильева
На момент старта реставрации здание было в объективно плохом состоянии. Начали с усиления фундамента и выемки грунта из подвальной части. Полноценное подземное пространство было необходимо, чтобы разместить технологическое оборудование и обеспечить доступ в здание маломобильных посетителей.
Затем перешли к конструктиву исторического здания. На этом этапе подрядчиков, выполнявших реставрационные работы, ожидали трудности.
Остов несущих капитальных стен сильно пострадал от времени. Эту проблему в случае реставрации объектов культурного наследия решают с участием авторского надзора. Так было и в этом случае. Изначально проект реставрации предусматривал усиление стен. Но когда сняли отделочные слои, стало очевидно, что усиливать нечего – надо спасать. Поэтому под руководством авторского надзора мы приняли решение демонтировать разрушившиеся части стен и восстановить 20-25% от общего объёма заново. Они представляли собой конструкции из сборных блоков необычной формы: таких в Самаре я не встречал.
Разместить этот заказ на производстве было сложно именно из-за его нестандартности. Но мы нашли выход: создали около 7 000 блоков по историческому образцу и из них собрали капитальные несущие стены здания. Эта часть работы оказалась самой трудоёмкой, к тому же производство потребовало много времени. Блоки нам поставляли партиями в течение полугода, и всё же мы успели уложиться в срок.
заместитель директора компании «Вега Групп Регион» Алексей Матвеев
Без восстановления несущих стен двигаться дальше, к перекрытиям второго этажа, было невозможно. Новое испытание ожидало реставраторов на этапе воссоздания исторического облика скульптур.
Были трудности с реставрацией и воссозданием исторического облика скульптур. Фото: Виталий Шабинский
Работа со слонами и нимфой заняла полгода: специалисты работали скрупулёзно, маленькими мазками. Слоны были фактически разрушены, пробиты насквозь. Их основа – железобетонные конструкции, но созданные век назад, а значит, уже пострадавшие от коррозии. К тому же обрушилась часть элементов: частично отсутствовали хобот и бивень. Реставрация позволила восстановить несущую способность слонов, а скульпторы ювелирно поработали с их обликом, особенно детально воссоздали шкуру.
заместитель директора компании «Вега Групп Регион» Алексей Матвеев
Цоколь здания исторически был выложен камнем. Именно тот самый волжский бут (строительный камень) использовали в процессе реставрации. Работали бережно: буквально повторяя форму каждого выпавшего каменного элемента. Эта часть дома – наглядное доказательство того, как реставрационные работы сочетали в себе комплексный подход и ювелирную работу.
Цоколь здания исторически был выложен камнем. Именно тот самый волжский бут (строительный камень) использовали и в процессе реставрации. Фото: Виталий Шабинский
На старте работ подпорная стена под слонами представляла собой печальное зрелище. Её предстояло укрепить, но связующие составы между камнями выветрились и внутри образовались пустоты. Чтобы слоны не «ушли», пришлось прокачать всю бутовую кладку. Мы укрепили грунт-основание под слонами, и теперь это надёжная стена высотой два метра и более.
заместитель директора компании «Вега Групп Регион» Алексей Матвеев
В современной Даче со слонами чётко выделяется музейная часть – несколько помещений с подготовленной экспозицией. Прямо у входа в неё припаркован ярко-красный ретро-автомобиль – точная 3D-копия американской машины, которую однажды приобрёл Головкин. Кстати, в Самаре он был одним из первых автомобилистов. На стенах музея – картины, в том числе кисти самого Головкина.
Внутри здания – музейная экспозиция, конференц-зал с выходом на балкон и небольшой кинозал. Также здесь символично расположилась школа молодого архитектора «АрхСлон». Фото: Виталий Шабинский
Помимо музейной части в здании появилось помещение, где очень символично расположилась школа молодого архитектора «АрхСлон». Дополняет эту тематику экспозиция из макетов и эскизов, созданных студентами-архитекторами и их преподавателями.
На второй этаж ведут узкие лестницы, но для маломобильных граждан работает подъёмник. В этой части здания находится конференц-зал с выходом на балкон и небольшой кинозал, а в выставочных залах можно увидеть экспонаты, посвящённые жизни и творчеству Головкина.
Благоустройство комплекса
На участке, прилегающем к зданию, сохранились вековые дубы. Здесь же и главная достопримечательность – две скульптуры слонов перед фасадной частью. Кстати, с ними и со скульптурой нимфы, расположенной рядом со входом в здание, связана ещё одна легенда. Якобы все три композиции изначально задумывались как единый фонтанный ансамбль: на каждой из них размещались форсунки. На самом деле, никаких прямых доказательств того, что девушка и слоны должны были источать воду, не существует. Не осталось чертежей, рисунков или записей, которые бы отражали это конструктивное решение. Возможно, сам Константин Павлович хотел придать скульптурам функцию фонтанов, но подтверждений этому нет.
се желающие могут посетить Дачный комплекс в среду, пятницу и субботу с 10.00 до 21.00. Фото: Виталий Шабинский
Почти с каждого уголка здания, из каждого окна открывается прямой панорамный вид на Волгу. Близость воды придаёт особую энергетику всему пространству дома. И в современном благоустройстве исторического комплекса этот волжский акцент тоже нашёл воплощение. На берегу уже установлены сваи: здесь появится смотровая площадка, куда можно будет попасть с территории комплекса. Также готов проект благоустройства спуска к Волге. Но пока он на паузе: в отличие от ровной обзорной площадки, размещение здесь лестницы и оформление береговой части требуют куда больших материальных и временных затрат.
Почти с каждого уголка здания, из каждого окна открывается прямой панорамный вид на Волгу. Фото: Виталий Шабинский
На территории комплекса высадили ансамбли растений, установили лавочки, разбили клумбы и обновили ограждения по периметру. Рядом с главным зданием расположился круглый фонтан. В дальнейшем здесь планируют воплотить в жизнь ещё много творческих замыслов. Например, не исключено, что на территории дачи появится настоящий огородик, где будут выращивать овощи.
На территории комплекса высадили ансамбли растений, установили лавочки, разбили клумбы и обновили ограждения по периметру. Фото: Виталий Шабинский
Туристическое место
Сегодня дача Головкина открыта для посещения и с первых дней уже пользуется огромной популярностью у молодых родителей с малышами, у школьников, взрослых пар, пенсионеров. Все желающие могут посетить исторический комплекс в среду, пятницу и субботу с 10.00 до 21.00. Сюда приезжают со всего региона, узнав, что легендарное место теперь можно увидеть своими глазами. Обзорные экскурсии идут одна за другой. Гости знакомятся с историей семьи купца Головкина, узнают об истории здания и непростой реставрации.
Сотрудники исторического комплекса уверены, купец Головкин был настолько интересной личностью, что поток новых идей, связанных с организацией музейного пространства, ещё долго не иссякнет. Фото: Виталий Шабинский
Туристические маршруты будут развивать: уже сейчас обсуждают возможность расширения музейной части здания, добавления новых экспонатов и организации временных выставок. В будущем к стартовой обзорной экскурсии планируют добавить новые, из которых можно будет лучше узнать про жизнь Константина Павловича, про его купеческий путь и про семью.
Ещё одно перспективное направление – запуск архитектурной экскурсии, которая в большей степени будет посвящена реставрации здания. Сотрудники исторического комплекса уверены, купец Головкин был настолько интересной личностью, что поток новых идей, связанных с организацией музейного пространства, ещё долго не иссякнет.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий