28 октября 2024, 15:48

Дом промышленности – один из главных памятников конструктивизма в Самаре

На углу улиц Куйбышева и Красноармейской стоит уникальный конструктивистский небоскрёб – Дом промышленности (Куйбышева, 145). Рассказываем об истории строительства, особенностях архитектуры и судьбе этого крупнейшего здания областного центра 1930-х.

Дом промышленности (Куйбышева, 145). Фото: Виталий Шабинский

Особый новый тип зданий

В конце 1920-х в крупных городах СССР начали строить новые типы офисно-административных зданий, в которых могли одновременно располагаться десятки различных контор. В 1929-1936 годах город стал столицей Средневолжского (позже Куйбышевского) края, в который также входили Пензенская, Ульяновская, Оренбургская губернии и территория будущей Мордовской автономной республики. Управление народным хозяйством столь обширного объединения требовало соответствующего административного аппарата, для которого нужен был особый тип и размер зданий. В городе в тот период начали возводить несколько таких объектов, в том числе Дом сельского хозяйства и Дом промышленности.

Первые эскизы Дома промышленности разработал архитектор Василий Сухов в 1929 году. Кроме офисов там предполагалось разместить клуб, техническую библиотеку, музей промышленности, зал на 500 мест, столовую и складские помещения.

Исследователи отмечают, что здание должно было занять почти весь квартал между улицами Льва Толстого и Красноармейской. Но реализации этого плана помешали соседние здания. Фото: Виталий Шабинский

Исследователи отмечают, что здание должно было занять почти весь квартал между улицами Льва Толстого и Красноармейской. Но реализации этого плана помешали соседние здания. Возникли сложности со сносом бывшего особняка Клодта и нескольких домов на улице Фрунзе. В наше время в многочисленных статьях это объясняют тем, что у властей в тот момент не поднялась рука снести памятник архитектуры. Хотя причины, скорее всего, были чисто технические, иначе пришлось бы сохранять ещё и бывший дом Арефьева, располагавшийся на месте будущей стройки.

Вид из окна здания. Фото: Виталий Шабинский

Работы по сносу старых домов и строительству Дома промышленности начались весной 1930 года. В июле газета «Волжская коммуна» писала об изменении первоначальных эскизов. В проекте Сухова обнаружили ряд дефектов, поэтому использовали вариант оформления фасада, разработанный молодым инженером промстроя Клочковым. Вероятно, архитекторы работали над внешним обликом вместе. Во всех вариантах сохранялось основное объёмно-пространственное решение с угловым акцентом.

Архитектурная доминанта

Изначально возвести здание планировали за один сезон, но процесс затянулся. Отставание в сроках было обычным явлением того времени. Почти все крупные стройки в городе испытывали дефицит материалов и нехватку квалифицированных кадров. При возведении Дома промышленности помимо нового кирпича использовали также и тот, что добыли во время разбора кафедрального собора на Соборной площади (сейчас площадь имени Куйбышева), и теплобетонные блоки. Не обошлось без трагедий: в результате обрушения лесов погибли пять рабочих.

Внутренний двор-колодец Дома промышленности. Фото: Виталий Шабинский

Дом промышленности – яркий пример архитектуры конструктивизма. Фасады семи-восьми-этажного здания изначально были строгими и рациональными, без какого-либо декора. Художественная выразительность достигалась благодаря сочетанию пластики, геометричности композиции и большого количества стекла. В архитектуре авангарда функциональность была едва ли не важнее формальных приёмов. Таким образом, большие панорамные окна выступали не только характерными признаками стиля, но и давали достаточное освещение холлов и офисных помещений.

Большие панорамные окна в здании выступали не только характерными признаками стиля, но и давали достаточное освещение холлов и офисных помещений. Фото: Виталий Шабинский

В первоначальных вариантах предполагался угловой акцент в виде часов или шара на последнем этаже, но эту задумку не реализовали. И всё же Дом промышленности стал одним из самых высоких и крупных объектов города 1930-х, архитектурной и градостроительной доминантой улицы Куйбышева и всего района, хорошо видной на панорамах с Волги.

Пока остаётся открытым вопрос о дате окончания строительства. В разных источниках называют 1933, 1934, 1936 годы. Вероятно, объект строили и вводили в эксплуатацию этапами. Например, в июле 1932-го «Волжская коммуна» писала об открытии краевой конторы «Резиносбыта» на пятом этаже Дома промышленности.

Дом промышленности стал одним из самых высоких и крупных объектов города 1930-х, который хорошо виден на панорамах с Волги. Фото: Виталий Шабинский

Реконструкция и запустение

Конструктивизм в отечественной архитектуре просуществовал сравнительно недолго. Многие здания, построенные в этом стиле, во второй половине 1930-х перестраивали, придавая им черты советского нео­классицизма. Несколько раз пытались изменить и облик Дома промышленности.

«Проект архитектурного оформления куйбышевского Дома промышленности разрабатывается в тресте «Обл­проект». Будет представлено шесть вариантов оформления», – писала «Волжская коммуна» 8 апреля 1937 года. Над эскизами работал в том числе известный местный архитектор Пётр Щербачёв.

На крыше здания. Фото: Виталий Шабинский

Вернулись к идее реконструкции в марте 1941-го.

«Дом промышленности – одно из крупнейших зданий в Куйбышеве, но оно построено в стиле коробочной архитектуры. Это придаёт ему мрачный и некрасивый вид», – писала газета.

Изменить здание планировали по проекту архитектора Андрея Матвеева. На фасаде должны были появиться коринфские пилястры, рустованные нижние этажи, бетонные облицовочные плиты. Оригинальный серо-бурый цвет фасада хотели поменять на более светлый. Всем этим планам не суждено было воплотиться из-за начала Великой Отечественной войны.

 Над центральной частью четыре рельефа, изображающие разные сферы народного хозяйства – тяжёлую промышленность, сельское хозяйство, нефтедобычу и энергетику в виде плотины ГЭС. Фото: Виталий Шабинский

Здание реконструировали уже в 1954-м (в большинстве источников ошибочно указывается 1961 год). Архитектор Алексей Моргун внёс коррективы в центральную часть. На месте ведущей во двор большой арки появился парадный вход. Исчез балкон на втором этаже, изменилась фактура фасада. Над центральной частью появились четыре рельефа, изображающие разные сферы народного хозяйства – тяжёлую промышленность, сельское хозяйство, нефтедобычу и энергетику в виде плотины ГЭС.

В постсоветский период Дом промышленности продолжал выполнять функции большого административно-делового центра. Там располагались офисы разных учреждений и компаний, на первом этаже работали кафе и торговые точки.

Как сегодня Дом промышленности выглядит изнутри. Фото: Виталий Шабинский

В 2015 году арендаторов выселили. Официально это объясняли аварийностью памятника архитектуры. Тем временем, здание до сих пор имеет обременения не только в виде охранных обязательств объекта культурного наследия, но и финансовые. В начале 2010-х под залог Дома промышленности взяли кредиты для футбольного клуба «Крылья Советов». Долг по ним до сих пор не погашен.

В постсоветский период Дом промышленности продолжал выполнять функции большого административно-делового центра. Сегодня здание заброшено. Фото: Виталий Шабинский

За последние несколько лет высказывались разные варианты приспособления здания под современное использование, но с учётом финансовых обязательств не исключена продажа объекта с торгов.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Удивительная жизнь маленьких людей в музее Алабина
    20 июля 2022, 09:28
    Удивительная жизнь маленьких людей в музее Алабина

    Почти двести потрясающе реалистичных работ приехали в Самару из Новосибирска. Здесь и трогательные старики, на которых мы смотрим через окна их квартир, и сказочные герои, и образы Высоцкого и Кобзона. Рассказываем, почему вам стоит идти на «Маленький мир».

    «Всякие сказки» на «Станкозаводе». Личные высказывания на вечные темы
    16 ноября 2023, 18:21
    «Всякие сказки» на «Станкозаводе». Личные высказывания на вечные темы

    Мы встретились с тремя организаторами и идейными вдохновителями проекта – художницей Анастасией Кузнецовой-Руф, художником Иваном Коршуновым и петербургским искусствоведом Владимиром Назанским. Поговорили с ними про художественный язык, смыслы сказок и национальные черты.

    Остатки старой мельницы, вековой НИИ и современный «Древний мир»
    13 августа 2021, 06:45
    Остатки старой мельницы, вековой НИИ и современный «Древний мир»

    Ещё не определились с планами на выходные? Мы поможем. Главное иметь в доступе авто и хорошую компания. Вашему вниманию - очередной вариант маршрута по Самарской области, который можно проехать за один день.

    Поэзия о любви, внутреннем звере и призрачных бабушках. «Стихограм» в Самаре
    31 января 2024, 15:40
    Поэзия о любви, внутреннем звере и призрачных бабушках. «Стихограм» в Самаре

    Площадка, которая объединяет десятки авторов и сотни слушателей. Поэтическому шоу «Стихограм» недавно исполнилось три года. Мы посетили его в Артист Loft на Ленинградской, 29 и рассказываем, почему стихотворения – это актуально, смешно и нескучно.