Жилое здание на углу улиц Красноармейской и Арцыбушевской строилось после войны в 1946-1949 годах. Предназначалось оно для семей высших офицеров Приволжского военного округа. Ушла эпоха, её герои, и сегодня дом с пышным, но местами увядшим фасадом уже не кажется архитектурным дивом. Но так было не всегда. Пообщавшись со старожилами и новосёлами этого дома, заглянув в одну из квартир, побродив по подвалам, балконам и крыше, понимаешь – это был масштабный проект, образец советского послевоенного быта.
Дом офицерского состава ПриВО в Самаре (Красноармейская, 62). Архитектор Иван Салоникиди. Фото: Виталий Шабинский
Архитектурная тема того времени – пафос Победы
Рассматривать дом нужно как единый ансамбль со стоящим напротив него монументальным зданием Гипровостокнефти (Красноармейская, 93). По замыслу градостроителей 1940-х годов, оба эти сооружения должны были образовывать въездные ворота в город от расположенного неподалеку железнодорожного вокзала к центру Куйбышева. Или, как писали в «Волжской коммуне» тех лет, – формировать парадный «городской вестибюль».
Напротив с фигурами на крыше – здание Гипровостокнефти (Красноармейская, 93). Фото: Виталий Шабинский
Дом, запроектированный на 200 квартир, имеет П-образные очертания и занимает целый квартал от улицы Братьев Коростелёвых до Арцыбушевской. Он пятиэтажный, но его угловые блоки – в 6 этажей. Обращённая на Красноармейскую часть здания сверху украшена колоннадой с балконной террасой. В центре – высокая парадная арка, достойная того, чтобы внимательно разглядывать её вблизи. Кессоны (углубления на потолке), русты (накладки на фасад из камня), внутриарочные триумфальные колонны, капители (верхняя часть колонны) – всё это щедро украшено звёздами, цветами, лепестками, шишками и желудями. Угловая часть дома покрыта рельефным орнаментом из квадратных плиток со звёздами. Вообще, в отделке много лепнины, хотя часть её не пощадило время, но вся она была воссоздана при капремонте несколько лет назад.
Стиль строения – сталинский ампир, в середине 1940-х ставший разновидностью неоклассицизма. Фото: Виталий Шабинский
Всё здание – образец симметричности, и лишь одна деталь нарушает эту гармонию. Возвышающийся над домом шпиль с пятиконечной звездой венчает только один угловой объём – со стороны перекрёстка Красноармейской и Арцыбушевской, на стороне Братьев Коростелёвых такого нет. Тем самым эта часть строения обозначалась как более значимая (помним – это парадный въезд в город). Отделан шпиль плитками и восьмигранными окнами.
Шпиль с пятиконечной звездой венчает только один угол здания – со стороны перекрёстка Красноармейской и Арцыбушевской, тем самым показывая, что эта часть здания более значимая. Фото: Виталий Шабинский
Имя всем этим каменным красотам – сталинский ампир, в середине 1940-х ставший разновидностью неоклассицизма. Он стало популярным после аскетичного конструктивизма на фоне идеологической установки «освоение классического наследия» в середине 1930-х – начале 1950-х годов. Стиль призван был воспеть успехи строительства социалистического строя во вновь актуализированных формах античности, эпохи Возрождения и классицизма. Через призму современного опыта и потребностей людей, с использованием новых строительных материалов советские архитекторы в корне переосмыслили классические планировочные решения, ордерные элементы, системы декора. Всему придавали монументальность, наполняли советской символикой. По этим стандартам и спроектировал архитектор Иван Салоникиди офицерский дом ПриВО.
Почти сразу после возведения дом стал одной из достопримечательностей города, появился на открытках наряду с драмтеатром, площадью Куйбышева, театром оперы и балета. Фото: Виталий Шабинский
После войны в неоклассицизме появилась новая тема – пафос Победы, строительство нового общества победителей фашизма. Здания стали более декорированы, наполнены символами триумфа и героики. Салоникиди полностью вписался в эту концепцию. Он спроектировал в Куйбышеве несколько зданий, но наиболее ярко выразил эту тему, конечно, в доме офицеров ПриВО.
профессор, заведующий кафедрой «Архитектура» СамГТУ Виталий Самогоров
Почти сразу после возведения дом стал одной из достопримечательностей города, появился на открытках наряду с драмтеатром, площадью Куйбышева, театром оперы и балета. Красовался он и на фантиках конфет «Куйбышевские».
Не менее впечатляющим для советских времён было оснащение и благоустройство здания: своя библиотека, прачечная, красный уголок (помещение для коллективных праздников), несмотря на то, что и здесь часть квартир были коммунальными. В будке под аркой дежурил постовой, который дознавался у гостей – к кому они идут, и сообщал – дома ли хозяева. По воспоминаниям уже внуков первых жильцов, в последние советские годы вместо постового дежурила обычная бабушка-вахтёр. Потом не стало и её.
Офицерский дом ПриВО был сдан в 1949 году. Фото: Виталий Шабинский
Офицерский дом ПриВО был должным образом благоустроен и сдан в 1949-м с заасфальтированным двором, деревьями, клумбами, палисадниками и прилегающим сквером с фонтаном. Но квартир в нем вместо запроектированных 200 сделали 173.
Внутри жилого дома
Содержалось здание на средства министерства обороны. Говорят, селили сюда офицеров со званием не ниже майора, таковых было не больше трёх, остальные званием выше. Все – герои, участники Великой Отечественной войны. К середине 1990-х в силу возраста в нём почти не осталось первых обитателей. Да и детей их теперь тут проживает не так уже много.
Нам удалось побывать в одной из квартир знаменитого дома. В гости нас любезно пригласил Андрей, по меркам здания – новосёл. Жильё нынешний владелец приобрёл у потомков фронтовика, участника Парада Победы 1945 года Кадыра Майсова, которые вселились сюда в 1949 году. Кадыр Майсов в своё время закончил академию имени Фрунзе, был проректором в Куйбышевском политехническом институте.
Говорят, селили сюда офицеров со званием не ниже майора, таковых было не больше трёх, остальные званием выше. Все – герои, участники Великой Отечественной войны. Фото: Виталий Шабинский
Трёхкомнатную квартиру на пятом этаже с трёхметровыми потолками Андрей купил в 2012 году, ещё около четырёх лет ушло на ремонт. Из квартиры открывается вид на довольно протяжённую часть Красноармейской и даже на Самарку. Кстати, таких квартир в этой части дома (справа от арки) всего две. У каждой балконная терраса с колоннами, на которую есть выход со всех трёх комнат. С противоположной стороны, на кухне, и ещё один небольшой балкон.
В доме было всего две квартиры, которые я хотел бы купить. К счастью, одна из них как раз продавалась. Менять пришлось всё – стены, пол, потолок, двери и окна. 500 мешков с мусором выкинул и 250 мешков с материалами и инструментами сюда же занёс. Сейчас в квартире всё новое, но с сохранением прежнего духа – ничего дополнительно из гипсокартона мы не громоздили. Очень хотели восстановить деревянные окна, но от времени, солнца и пыли они рассохлись, и шансов их реанимировать не было никаких.
владелец квартиры в доме офицерского состава ПриВО Андрей
До капремонта крыши, фасадов, внутреннего декора балконов и отопления жизнь постояльцев на последнем этаже периодически омрачалась разного рода неприятностями, но после стало гораздо лучше. Фото: Виталий Шабинский
На кухне с части одной стены владельцы сняли штукатурку, обнажив кладку красного кирпича. Так и оставили, добавив помещению индустриального шарма. Здесь же видна изначальная вытяжка – рядом когда-то была печка, оголовок, поддувало. В полу ещё сохранился металлический квадрат под печь, но сейчас его не видно под новым покрытием.
По словам Андрея, в 1949-1950 годах в этой квартире была коммуналка. На 62 метрах с одним санузлом жили три семьи высших офицеров, а на кухне в 7,5 метров втроём готовили жены майоров и подполковников. Одна из семей ютилась в десятиметровой комнате.
Дом всё больше становится памятником. На его стенах появляются мемориальные таблички о его выдающихся жильцах. Фото: Виталий Шабинский
При этом, как мне рассказывали свидетели тех времён, все жили дружно, помогали друг другу, пока не разъехались. Вообще быт героев войны был крайне аскетичным. Представьте только, у проректора крупнейшего областного вуза в санузле цементные полы, а стены покрашены обычной масляной краской, в самой квартире – дощатые крашеные полы и белёные стены. Как говорят, только под конец его жизни бывшие студенты из уважения к преподавателю положили ему плитку на стены в кухне. Мебель и вещи – самые обыкновенные, никаких дорогих предметов, которые приходилось «доставать». Люди тех времён, несмотря на высокие должности, не стремились не то что к роскоши, но даже к каким-то особенным удобствам. Дети их росли в красном уголке и во дворе, где была волейбольная площадка, свой каток, беседка и большой стол.
владелец квартиры в доме офицерского состава ПриВО Андрей
До капремонта крыши, фасадов, внутреннего декора балконов и отопления жизнь постояльцев на последнем этаже периодически омрачалась разного рода неприятностями, но после стало гораздо лучше.
С чердака открывается впечатляющий вид на соседние скверы, хорошо просматриваются декоративные красоты шпиля со звездой, а также элементы отделки и скульптуры на противоположном задании Гипровостокнефти.
Вид на соседние скверы и дома. Фото: Виталий Шабинский
Побывали мы и в подвале дома. Тут, как в заброшенном лабиринте, по остаткам артефактов читаешь былую историю. Сейчас замурованы окна, остатки обоев на стенах, душевая, туалеты, мастерские, котельные, длинная анфилада различных помещений – раньше здесь кипела общественная жизнь, всё было живое и ухоженное. Есть догадки, что под подвалом находится ещё один этаж, по функциям схожий с бомбоубежищем. На него указывают единичные замурованные в полу лазы и уходящие туда же части старых труб.
Подвал здания. Фото: Виталий Шабинский
Сам дом всё больше становится памятником. На его стенах появляются мемориальные таблички о его выдающихся жильцах. Одним из них был, например, главной редактор студии Куйбышевской кинохроники Борис Кожин. Летом 2022 года в сквере перед домом открыли памятник советскому разведчику Вильяму Фишеру, более известному как Рудольф Абель. Легендарный шпион здесь, конечно, не жил, но дом приобрёл ещё одну интересную достопримечательность.
Памятник советскому разведчику Вильяму Фишеру, более известному как Рудольф Абель. Фото: Виталий Шабинский
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий