04 сентября 2024, 11:15

Чистота и честность формы: в чём ценность самарского элеватора

На стрелке рек Самары и Волги находится уникальный экспериментальный элеватор вертикального типа с полувековой историей. Его построили в конце 1970-х. За свою сравнительно недолгую жизнь он стал символом города. Архитектор Серафима Тельканова помогла нам разобраться, чем же так ценен этот элеватор, что у него общего с египетскими пирамидами и какие проекты можно было бы реализовать внутри брутальных башен. При подготовке материала мы использовали публикацию  нашего коллеги, журналиста Армена Арутюнова.

Самарский элеватор. Фото: Виталий Шабинский

Адрес: Максима Горького, 58

Координаты: 53.175261, 50.076841

Бетон, брутализм и рекордные сроки постройки

История элеватора началась в 1970-х годах. Именно тогда проектировщикам «Промзернопроекта» поставили неординарную задачу: придумать, как уместить крупный объект для мукомольного завода на небольшом участке земли. Место требовало особого подхода.

Проект доверили архитектору Валентину Смирнову. Это сейчас мы хорошо знаем всё и про строительство из бетона, и про метод скользящей опалубки, при котором стало возможным возведение монолита без прекращения процесса бетонирования. А для СССР это было инновационно и неизведанно. Считаю, что Смирнова за это можно считать новатором.

Серафима Тельканова

Выход был найден, как вспоминал сам Валентин Смирнов, внезапно: он нарисовал две цилиндрические башни, а между ними норию – механизм для вертикальной транспортировки зерна. Согласовывали проект в Москве. Процесс занял около трёх лет. А вот сама стройка была молниеносной. Одну башню возвели за 72 дня, вторую за 37. Помимо рекордных сроков элеватор мог гордиться количеством зарегистрированных патентов – их 32.

Архитектор Валентин Смирнов нарисовал две цилиндрические башни, а между ними норию – механизм для вертикальной транспортировки зерна. Фото: Виталий Шабинский

Стиль брутализм, в котором построено здание, является одной из ветвей модернизма. Само название этого направления происходит от латинского brutus, что в переводе означает «грубый» или «суровый». Известных самарских примеров брутализма всего два – элеватор и «дом-рашпиль» архитектора Александра Белоконя. 

Отличительная черта этого архитектурного стиля – выразительные фактуры, объёмы, скульптурность, которые возможны благодаря необработанному бетону. Только сейчас его специально пытаются спрятать за плитами, блоками и искусственными кирпичами, делают из него лишь несущие части зданий. А в то время это было так открыто и здорово. Считаю, что брутализм – это про чистоту и честность формы.

Серафима Тельканова

Египетская пирамида по-самарски и музей хлеба

Элеватор в XXI веке перестал быть просто бывшим техническим строением. Сейчас это уже настоящая достопримечательность и, без преувеличения, – узнаваемый символ. К элеватору водят экскурсии, здесь устраивают фотосессии. Он – принт на одежде, иллюстрация на открытках и даже эскиз для татуировок.  

Вполне понятно, что брутальность элеватора привлекает далеко не всех. Наверное, можно утрированно сравнить его с Эйфелевой башней, которая первое время после постройки вызывала смешанные чувства и эмоции. Сейчас же это то, ради чего туристы едут в Париж.

Сейчас элеватор является настоящей достопримечательностью и узнаваемым символом Самары. Фото: Виталий Шабинский

А я сразу вспоминаю Барбикан-центр в Англии. Он точно как-то попадал в список самых нелепых жилых комплексов. Но прошло время, изменились взгляды и в целом отношение к брутализму. Думаю, что будет обидно, если наши дети никогда не узнают, что в городе было вообще такое уникальное здание. Элеватор для Самары – это своя египетская пирамида.

Серафима Тельканова

Одну башню элеватора возвели за 72 дня, вторую за 37. Фото: Виталий Шабинский

Сейчас башни элеватора никак не используют. Архитекторы продолжают предлагать свои проекты по приспособлению здания для современного использования. Архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы предлагали открыть здесь культурное пространство, сделать музей Волги. Серафима Тельканова вместе с архитектором Екатериной Дёминой подготовили альбом с различными вариантами приспособления элеватора и использования его в современной городской среде. Здесь могли бы разместиться офисы или, например, городская ферма.

Помимо рекордных сроков строительства элеватор мог гордиться и количеством зарегистрированных патентов – их 32. Фото: Виталий Шабинский

Учитывая архитектурную и градостроительную уникальность элеватора, местное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры направило заявку на включение здания в реестр объектов культурного наследия. В 2021 году областное управление охраны памятников ответила на это отказом. В ВООПИиКе не согласились с этим решением и обратились в суд. Разбирательство длится до сих пор. В июне 2024 года региональные власти пообещали градозащитникам сохранить элеватор.

Фото обложки: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Музей старообрядцев в Самаре: календарь на пальцах, буфет из огорода, бесы в кружке
    08 августа 2023, 11:01
    Музей старообрядцев в Самаре: календарь на пальцах, буфет из огорода, бесы в кружке

    Дом на Льва Толстого, 19 украшает огромная копия картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Здесь находится музей истории старообрядчества при местной общине Древлеправославной Поморской Церкви. Рассказываем, почему нужно переворачивать кружки, что символизирует в старообрядчестве число «7» и сколько старообрядцев в Самаре.

    Красивое – в кадре: топ-10 фотографий 2023 года
    20 декабря 2023, 09:01
    Красивое – в кадре: топ-10 фотографий 2023 года

    Целый год мы публиковали кадры, которые создавали фотографы «Кому на Волге», в социальных сетях и на сайте. Собрали лучшие фото по мнению аудитории нашего паблика во «Вконтакте» и рассказываем про места, в которых были сделаны эти снимки. Внутри: полосатый маяк, лавочка на горе, озёра цвета изумруда и фуксии, лес на обрыве и заснеженный монастырь.

    Башня, подвал и другие тайные уголки особняка Клодта
    25 июля 2022, 12:51
    Башня, подвал и другие тайные уголки особняка Клодта

    Мы побывали в одном из самых необычных зданий города - особняке купца Ивана Клодта. Сейчас в нём находится Детская картинная галерея. Внутри есть на что посмотреть: оригинальный камин, выход на балкон башенки через окно, холодный подвал. Погуляли по сказочному особняку вместе с заведующим лекторием Детской картинной галереи Александром Житковым.