На стрелке рек Самары и Волги находится уникальный экспериментальный элеватор вертикального типа с полувековой историей. Его построили в конце 1970-х. За свою сравнительно недолгую жизнь он стал символом города. Архитектор Серафима Тельканова помогла нам разобраться, чем же так ценен этот элеватор, что у него общего с египетскими пирамидами и какие проекты можно было бы реализовать внутри брутальных башен. При подготовке материала мы использовали публикацию нашего коллеги, журналиста Армена Арутюнова.
Самарский элеватор. Фото: Виталий Шабинский
Адрес: Максима Горького, 58
Координаты: 53.175261, 50.076841
Бетон, брутализм и рекордные сроки постройки
История элеватора началась в 1970-х годах. Именно тогда проектировщикам «Промзернопроекта» поставили неординарную задачу: придумать, как уместить крупный объект для мукомольного завода на небольшом участке земли. Место требовало особого подхода.
Проект доверили архитектору Валентину Смирнову. Это сейчас мы хорошо знаем всё и про строительство из бетона, и про метод скользящей опалубки, при котором стало возможным возведение монолита без прекращения процесса бетонирования. А для СССР это было инновационно и неизведанно. Считаю, что Смирнова за это можно считать новатором.
Серафима Тельканова
Выход был найден, как вспоминал сам Валентин Смирнов, внезапно: он нарисовал две цилиндрические башни, а между ними норию – механизм для вертикальной транспортировки зерна. Согласовывали проект в Москве. Процесс занял около трёх лет. А вот сама стройка была молниеносной. Одну башню возвели за 72 дня, вторую за 37. Помимо рекордных сроков элеватор мог гордиться количеством зарегистрированных патентов – их 32.
Архитектор Валентин Смирнов нарисовал две цилиндрические башни, а между ними норию – механизм для вертикальной транспортировки зерна. Фото: Виталий Шабинский
Стиль брутализм, в котором построено здание, является одной из ветвей модернизма. Само название этого направления происходит от латинского brutus, что в переводе означает «грубый» или «суровый». Известных самарских примеров брутализма всего два – элеватор и «дом-рашпиль» архитектора Александра Белоконя.
Отличительная черта этого архитектурного стиля – выразительные фактуры, объёмы, скульптурность, которые возможны благодаря необработанному бетону. Только сейчас его специально пытаются спрятать за плитами, блоками и искусственными кирпичами, делают из него лишь несущие части зданий. А в то время это было так открыто и здорово. Считаю, что брутализм – это про чистоту и честность формы.
Серафима Тельканова
Египетская пирамида по-самарски и музей хлеба
Элеватор в XXI веке перестал быть просто бывшим техническим строением. Сейчас это уже настоящая достопримечательность и, без преувеличения, – узнаваемый символ. К элеватору водят экскурсии, здесь устраивают фотосессии. Он – принт на одежде, иллюстрация на открытках и даже эскиз для татуировок.
Вполне понятно, что брутальность элеватора привлекает далеко не всех. Наверное, можно утрированно сравнить его с Эйфелевой башней, которая первое время после постройки вызывала смешанные чувства и эмоции. Сейчас же это то, ради чего туристы едут в Париж.
Сейчас элеватор является настоящей достопримечательностью и узнаваемым символом Самары. Фото: Виталий Шабинский
А я сразу вспоминаю Барбикан-центр в Англии. Он точно как-то попадал в список самых нелепых жилых комплексов. Но прошло время, изменились взгляды и в целом отношение к брутализму. Думаю, что будет обидно, если наши дети никогда не узнают, что в городе было вообще такое уникальное здание. Элеватор для Самары – это своя египетская пирамида.
Серафима Тельканова
Одну башню элеватора возвели за 72 дня, вторую за 37. Фото: Виталий Шабинский
Сейчас башни элеватора никак не используют. Архитекторы продолжают предлагать свои проекты по приспособлению здания для современного использования. Архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы предлагали открыть здесь культурное пространство, сделать музей Волги. Серафима Тельканова вместе с архитектором Екатериной Дёминой подготовили альбом с различными вариантами приспособления элеватора и использования его в современной городской среде. Здесь могли бы разместиться офисы или, например, городская ферма.
Помимо рекордных сроков строительства элеватор мог гордиться и количеством зарегистрированных патентов – их 32. Фото: Виталий Шабинский
Учитывая архитектурную и градостроительную уникальность элеватора, местное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры направило заявку на включение здания в реестр объектов культурного наследия. В 2021 году областное управление охраны памятников ответила на это отказом. В ВООПИиКе не согласились с этим решением и обратились в суд. Разбирательство длится до сих пор. В июне 2024 года региональные власти пообещали градозащитникам сохранить элеватор.
Фото обложки: Виталий Шабинский
Комментарии ()
Написать комментарий