
«Воспоминания». Много жанров - это плохо?
Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.
Продолжаем отмечать результаты творчества одного из самых ярких архитекторов эпохи модерна в Самаре Дмитрия Вернера. В этом материале расскажем о трёх его работах, возведённых в XX веке – зданиях, которые наверняка все замечали, прогуливаясь по историческому центру города, и о странных заказчиках из Бузулука.
Бузулук сейчас находится в Оренбургской области, а до революции был уездным городом Самарской губернии. И многие местные предприниматели тогда жили и работали в столице региона. Связь с Бузулуком поддерживал и архитектор Дмитрий Вернер. Во-первых, здесь родилась его жена Анна Щёлкова. Во-вторых, зодчий спроектировал в Самаре несколько домов для переехавших купцов и даже успел поработать в уездном городе.
В 1912 году по проекту Вернера построили дом купцов Матвеевых (Молодогвардейская, 69). В здании предусмотрели жилую, торговую и производственную функции. Матвеевы в том числе занимались кожевенным делом и продажей обуви на первом этаже дома. Один брат, Пётр, жил и работал в Самаре с 1909 года. Второй, Иван, остался в Бузулуке. Там он занимал должность председателя купеческого банка.
Дом купцов Матвеевых (Молодогвардейская, 69) в духе бельгийского модерна. Фото: Виталий Шабинский
Трёхэтажный дом возвели в духе бельгийского модерна. Причём с Европой его связывает не только стилистическое сходство, но и планировка. За узким, в четыре окна, фасадом скрывается длинное здание, уходящее вглубь квартала. Асимметричный фасад разделён на две части. На третьем этаже располагается широкое трёхчастное окно с расстекловкой в стиле модерн. Кованое ограждение балкона с лавровыми венками, характерными для европейского ар-нуво, выполнено по эскизу Вернера. В замковом камне над балконной дверью размещается лепное изображение крылатого колеса, символ покровителя дорог и торговли Меркурия, а на аттике – обрамлённая цветами монограмма хозяев особняка братьев Матвеевых «Бр. М.».
Цветовая гамма особняка подобрана так, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина (Молодогвардейская, 67). Фото: Виталий Шабинский
Особняк отделан керамической плиткой двух цветов: «кабанчиком» зеленоватого оттенка и поясом болотного цвета майолики между окном третьего этажа и карнизом. Отделка фасада керамикой – излюбленный приём Вернера. Цветовая гамма особняка Матвеевых подобрана таким образом, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина (Молодогвардейская, 67).
Через год недалеко от особняка Матвеевых Вернер спроектировал доходный дом Егорова-Андреева (Некрасовская, 61). Заказчиками вновь выступали бузулукские братья, которым купец Егоров-Андреев приходился зятем.
Доходный дом Егорова-Андреева (Некрасовская, 61) в стиле неоклассицизм. Фото: Виталий Шабинский
В конце 1900-х – начале 1910-х в отечественную архитектуру вернулась мода на неоклассицизм. В доме Егорова-Андреева отражается эта тенденция времени. Кроме того, здесь чувствуется влияние работ известного петербургского архитектора Фёдора Лидваля. Пояс медальонов с женским изображением на фасаде самарского доходного дома отсылает к декору Азовско-Донского банка в Северной столице.
Несмотря на в целом симметричную неоклассическую композицию фасада, Вернер активно использовал здесь излюбленные модерновые приёмы в отделке – кованые ограждения балконов с характерными венками, майолику болотного цвета, рельефы.
Вернер и здесь использовал излюбленные модерновые приёмы в отделке. Фото: Виталий Шабинский
Сейчас памятник архитектуры по вине собственников находится в катастрофическом состоянии. Демонтирована кровля, с каждым годом объект теряет всё больше подлинных деталей и представляет очевидную опасность для прохожих.
Ещё одна работа Вернера для бузулукских предпринимателей – доходный дом строительного подрядчика Алексея Нуйчева (Ленинградская, 45). Здание возвели в 1911 году в необычной для архитектора манере.
Доходный дом Алексея Нуйчева (Ленинградская, 45), где лепной декор решён в египетском стиле. Фото: Виталий Шабинский
Дом Нуйчева – самая символическая работа Вернера в Самаре. Фасад здания отделан жёлтой керамической плиткой «кабанчик», а лепной декор решён в египетском стиле. Над гермами с женскими скульптурами в характерных головных уборах расположены лепные элементы, изображающие крылатую Исиду. Самая могущественная богиня Древнего Египта держит в руках треугольник и мастерок. Некоторые исследователи видят в этом знак принадлежности Нуйчева к масонам, но, вероятнее всего, она намекает на профессию хозяина.
Здание возвели в 1911 году в необычной для архитектора Вернера манере. Фото: Виталий Шабинский
Семья Нуйчева занимала верхнюю часть дома, а первый этаж под магазин арендовала известная компания по производству резиновых изделий «Проводник». Дореволюционную рекламу товарищества до сих пор можно увидеть на торце дома.
В период проектирования зданий для бузулукских предпринимателей Вернер занимал должность городского архитектора Самары. Можно было бы предположить, что у него складывались нормальные деловые отношения с местным бизнесом, но вчерашние заказчики в ноябре 1913 года оказались в числе его критиков.
В протоколе заседания строительной комиссии при Самарской городской управе, посвящённого исключительно недовольству работой городского архитектора, записано:
«Член комиссии А.Ф. Нуйчев указал, что архитектор Вернер занимается частными архитектурными делами, например, он взял наблюдение за постройкой торгового корпуса в Бузулуке у городского управления».
Пётр Матвеев отметил, что «архитектору Вернеру надлежит сделать строгое замечание по поводу неисполнения принятых им на себя обязанностей и с тем, чтобы отнюдь не занимался частными работами».
Матвеев и Нуйчев, судя по всему, не стеснялись использовать двойные стандарты. Ведь построенные для них дома также были для Вернера частными работами, отвлекающими его от основных служебных обязанностей.
В самом Бузулуке зодчий работал в 1913-1914 годах. Под его наблюдением строились городские торговые ряды (угол улиц Ленина и Отакара Яроша). Документального подтверждения, что Вернер выступил также автором проекта этого здания, пока не найдено. Однако явное сходство с Новотроицким торговым корпусом в Самаре (ТЦ «Юность»), который построили по его чертежам в 1909-1910 годах, говорит о том, что объекты выполнены рукой одного зодчего.
Новотроицкий торговый корпус в Самаре (Ленинградская, 70). Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский
Режиссером и сценаристом картины выступила Лиза Джой. Кажется, что она не совсем понимала, какой именно фильм хочет снять, поэтому намешала всего, не раскрыв должным образом ни одну составляющую.
Драматический театр «Самарская площадь» находится в старинном здании с вывеской «Фурор». Когда-то здесь находился один из первых электротеатров в городе. Узнали историю здания и появления здесь «Самарской площади», ну и, конечно же, заглянули в скрытые от общих глаз уголки театра.
Для Екатерины Нестеровой и Юлии Землянской музыка – это их жизнь. Они решили поделиться частичкой того, что любят и показать уютные уголки Самары, среди которых есть малоизвестные музыкальные места. Мы совершили прогулку от улицы Ленинградской, где с 2000-х годов продолжает собираться музыкальная тусовка города, до музейного дворика на Красноармейской, который стал концертной площадкой под открытым небом.
Самара в девятый раз стала местом проведения «Космического полумарафона» – забега, посвящённого Дню космонавтики. Увидели, как готовились к старту спортсмены разных возрастов со всей России и стран СНГ, как проходили старты, и даже сами пробежали одну из дистанций.
Комментарии ()
Написать комментарий