13 августа 2024, 09:00

Бельгийский модерн, египетский стиль и вечная классика. Дома архитектора Дмитрия Вернера

Продолжаем отмечать результаты творчества одного из самых ярких архитекторов эпохи модерна в Самаре Дмитрия Вернера. В этом материале расскажем о трёх его работах, возведённых в XX веке – зданиях, которые наверняка все замечали, прогуливаясь по историческому центру города, и о странных заказчиках из Бузулука.

В духе бельгийского модерна

Бузулук сейчас находится в Оренбургской области, а до революции был уездным городом Самарской губернии. И многие местные предприниматели тогда жили и работали в столице региона. Связь с Бузулуком поддерживал и архитектор Дмитрий Вернер. Во-первых, здесь родилась его жена Анна Щёлкова. Во-вторых, зодчий спроектировал в Самаре несколько домов для переехавших купцов и даже успел поработать в уездном городе.

В 1912 году по проекту Вернера построили дом купцов Матвеевых (Молодогвардейская, 69). В здании предусмотрели жилую, торговую и производственную функции. Матвеевы в том числе занимались кожевенным делом и продажей обуви на первом этаже дома. Один брат, Пётр, жил и работал в Самаре с 1909 года. Второй, Иван, остался в Бузулуке. Там он занимал должность председателя купеческого банка.

Дом купцов Матвеевых (Молодогвардейская, 69) в  духе бельгийского модерна. Фото: Виталий Шабинский

Трёхэтажный дом возвели в духе бельгийского модерна. Причём с Европой его связывает не только стилистическое сходство, но и планировка. За узким, в четыре окна, фасадом скрывается длинное здание, уходящее вглубь квартала. Асимметричный фасад разделён на две части. На третьем этаже располагается широкое трёхчастное окно с расстекловкой в стиле модерн. Кованое ограждение балкона с лавровыми венками, характерными для европейского ар-нуво, выполнено по эскизу Вернера. В замковом камне над балконной дверью размещается лепное изображение крылатого колеса, символ покровителя дорог и торговли Меркурия, а на аттике – обрамлённая цветами монограмма хозяев особняка братьев Матвеевых «Бр. М.».

Цветовая гамма особняка подобрана так, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина (Молодогвардейская, 67). Фото: Виталий Шабинский

Особняк отделан керамической плиткой двух цветов: «кабанчиком» зеленоватого оттенка и поясом болотного цвета майолики между окном третьего этажа и карнизом. Отделка фасада керамикой – излюбленный приём Вернера. Цветовая гамма особняка Матвеевых подобрана таким образом, чтобы сочетаться с соседним Торговым домом Щетинкина (Молодогвардейская, 67).

Возвращение к классике

Через год недалеко от особняка Матвеевых Вернер спроектировал доходный дом Егорова-Андреева (Некрасовская, 61). Заказчиками вновь выступали бузулукские братья, которым купец Егоров-Андреев приходился зятем.

 Доходный дом Егорова-Андреева (Некрасовская, 61) в стиле неоклассицизм. Фото: Виталий Шабинский

В конце 1900-х – начале 1910-х в отечественную архитектуру вернулась мода на неоклассицизм. В доме Егорова-Андреева отражается эта тенденция времени. Кроме того, здесь чувствуется влияние работ известного петербургского архитектора Фёдора Лидваля. Пояс медальонов с женским изображением на фасаде самарского доходного дома отсылает к декору Азовско-Донского банка в Северной столице.

Несмотря на в целом симметричную неоклассическую композицию фасада, Вернер активно использовал здесь излюбленные модерновые приёмы в отделке – кованые ограждения балконов с характерными венками, майолику болотного цвета, рельефы.

Вернер и здесь использовал излюбленные модерновые приёмы в отделке. Фото: Виталий Шабинский

Сейчас памятник архитектуры по вине собственников находится в катастрофическом состоянии. Демонтирована кровля, с каждым годом объект теряет всё больше подлинных деталей и представляет очевидную опасность для прохожих.

Мода на Египет

Ещё одна работа Вернера для бузулукских предпринимателей – доходный дом строительного подрядчика Алексея Нуйчева (Ленинградская, 45). Здание возвели в 1911 году в необычной для архитектора манере.

Доходный дом Алексея Нуйчева (Ленинградская, 45), где лепной декор решён в египетском стиле. Фото: Виталий Шабинский

Дом Нуйчева – самая символическая работа Вернера в Самаре. Фасад здания отделан жёлтой керамической плиткой «кабанчик», а лепной декор решён в египетском стиле. Над гермами с женскими скульптурами в характерных головных уборах расположены лепные элементы, изображающие крылатую Исиду. Самая могущественная богиня Древнего Египта держит в руках треугольник и мастерок. Некоторые исследователи видят в этом знак принадлежности Нуйчева к масонам, но, вероятнее всего, она намекает на профессию хозяина.

Здание возвели в 1911 году в необычной для архитектора Вернера манере. Фото: Виталий Шабинский

Семья Нуйчева занимала верхнюю часть дома, а первый этаж под магазин арендовала известная компания по производству резиновых изделий «Проводник». Дореволюционную рекламу товарищества до сих пор можно увидеть на торце дома.

Отношения заказчиков с архитектором: нравы начала ХХ века

В период проектирования зданий для бузулукских предпринимателей Вернер занимал должность городского архитектора Самары. Можно было бы предположить, что у него складывались нормальные деловые отношения с местным бизнесом, но вчерашние заказчики в ноябре 1913 года оказались в числе его критиков.

В протоколе заседания строительной комиссии при Самарской городской управе, посвящённого исключительно недовольству работой городского архитектора, записано:

«Член комиссии А.Ф. Нуйчев указал, что архитектор Вернер занимается частными архитектурными делами, например, он взял наблюдение за постройкой торгового корпуса в Бузулуке у городского управления».

Пётр Матвеев отметил, что «архитектору Вернеру надлежит сделать строгое замечание по поводу неисполнения принятых им на себя обязанностей и с тем, чтобы отнюдь не занимался частными работами».

Матвеев и Нуйчев, судя по всему, не стеснялись использовать двойные стандарты. Ведь построенные для них дома также были для Вернера частными работами, отвлекающими его от основных служебных обязанностей.

В самом Бузулуке зодчий работал в 1913-1914 годах. Под его наблюдением строились городские торговые ряды (угол улиц Ленина и Отакара Яроша). Документального подтверждения, что Вернер выступил также автором проекта этого здания, пока не найдено. Однако явное сходство с Новотроицким торговым корпусом в Самаре (ТЦ «Юность»), который построили по его чертежам в 1909-1910 годах, говорит о том, что объекты выполнены рукой одного зодчего.

Новотроицкий торговый корпус в Самаре (Ленинградская, 70). Фото: Виталий Шабинский

Фото: Виталий Шабинский

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Дом моды Маши Горячевой: как создаётся одежда регионального бренда
    30 июля 2024, 14:51
    Дом моды Маши Горячевой: как создаётся одежда регионального бренда

    Дом моды Маши Горячевой – флагманский бутик бренда с собственным производством полного цикла. Образы MASHA GORYACHEVA можно встретить на улицах российских городов и даже за рубежом. Нам удалось побывать на производстве и своими глазами увидеть путь, который проходят изделия от эскиза до торгового зала.

    Собирал алтайские травы и бургеры. О чём выставка Миши Качикаракиса в «Нулевой комнате»
    06 марта 2024, 14:30
    Собирал алтайские травы и бургеры. О чём выставка Миши Качикаракиса в «Нулевой комнате»

    «McDowell’s International» (12+) – это персональный проект самарского художника. Специально для него Миша Качикаракис объединил продукты быстрого питания с элементами дикой природы. Узнали, что в итоге из этого получилось в «Нулевой комнате».

    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок
    05 августа 2022, 10:15
    Cемь самарских арт-дворов: летающий малыш, звери в телеке и панды из бутылок

    «Двор-арт» – неотъемлемая часть самарской культуры: здесь и лебеди из шин, и клумбы из бочек, и пальмы из бутылок. Нашли семь дворов, которые стоит посетить абсолютно всем, и показываем Змея-Горыныча с пластиковыми головами, волка из крышечек и деревянного коня в шляпе.

    Где живёт «Пластилиновый дождь»
    18 августа 2021, 08:05
    Где живёт «Пластилиновый дождь»

    Фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь» - одно из знаковых событий для Самары. Обычно он проходит в августе. В этом году фестиваль должен был состояться 14-15 августа, но из-за коронавируса его отменили. Это не помешало нам сходить в гости к одноимённому театру, чтобы рассказать вам о том, где и как рождаются крутые и неповторимые постановки.