Мы побывали в одном из самых необычных зданий города - особняке купца Ивана Клодта. Сейчас в нём находится Детская картинная галерея. Внутри есть на что посмотреть: оригинальный камин, выход на балкон башенки через окно, холодный подвал. Погуляли по сказочному особняку вместе с заведующим лекторием Детской картинной галереи Александром Житковым.
Особняк Клодта, он же - «теремок», он же - «пряничный домик»
Адрес: Куйбышева, 139
Архитектор - Александр Щербачев. Дата строительства - 1898 год.
Иван Клодт поселился здесь, когда ему было 50 лет. Вместе с ним в доме жили жена Екатерина и сын Борис.
Здание дважды реставрировали. В 1995 году ремонтировали фасад. В 2015 году - интерьеры.
О первых хозяевах известно немного - состоятельные, образованные, хозяйственные люди. Трудно сказать, чем любили заниматься Клодты по вечерам дома - может быть, слушали музыку, играли в азартные игры, веселились с гостями или вели тихую и уединённую жизнь. Известно одно: купеческая семья очень любила уют.
Когда заходишь в здание, попадаешь сразу в гостевую. Это зал с четырьмя колоннами и старинным зеркалом (единственный предмет быта, который остался здесь от первых владельцев).
- Мы вселились сюда в 1990-е годы. К тому времени исторических интерьеров не осталось. Фотографий исторических интерьеров дома почти не осталось. Нам известна только одна. Внутреннюю атмосферу создавали с помощью предметов той эпохи: комода, кассового аппарата, телефона, столиков. Когда в 1918 году Самару заняли большевики, прежних хозяев уже не было. Здесь явно поселились не простые парни. Документов в открытом доступе о тех, кто занял здание, нет. Всю ценную мебель тогда вывозили на централизованные склады. Единственное, что не стали убирать, - трёхметровое зеркало, - объясняет Александр Житков.
Любителям разных «теорий заговора» и загадок особняк Клодта будет интересен своим «масонским следом». В планировке якобы присутствуют элементы, традиционные для зданий, построенных по традициям ложи. Так, например, в гостиной, обращённой на северо-запад, присутствуют колонны - обязательный атрибут масонских интерьеров. Правда, «в оригинале» помещение с ними должно находиться с северной стороны здания. Ещё один момент, на который указывают сторонники «масонского следа»: длинный коридор, ведущий в круглую башню на втором этаже. Вроде как это тоже некий признак отношения к ордену.
Однако наш Александр считает, что всё это «притянуто за уши».
После гостиной перемещаемся в курительную. В этом небольшом помещении никогда не было шумно. Собирались здесь мужчины, чтобы обсудить важные вопросы.
Далее - столовая. В ней могли уместиться человек 25-30. Здесь перед большим немецким камином когда-то находился большой стол. Изготовили эту красоту в Риге по лекалам из Германии. Может показаться, что камин украшен полудрагоценными камнями, но это всего лишь глина, покрытая глазурью под малахит.
- В войну в здании находилось афганское посольство, а после работал детский сад вплоть до 1980-х годов, - рассказывает Александр. - Говорят, что как-то ребёнок залез в камин и застрял. Его выдёргивали оттуда за ноги. После этого дымоход заколотили. Нам в итоге достался пыльный, но относительно целый камин. На нем изображена картина художника Карла Людвига Беккера.
Идём дальше. Перед нами бывшая веранда. Сейчас она застеклена и отапливается. За окнами виден сад. Сохранился чёрно-белый снимок, на котором Клодт с архитектором Щербачевым сидят на веранде и выпивают.
Раньше дом с двух сторон окружали деревья. Сад сохранялся таким до 1960-х годов, пока рядом не построили административное здание. Сейчас в нём городская мэрия. А в оставшейся части сада можно почувствовать дух той самой купеческой Самары.
Хозяйка дома занималась садом и вела финансовые дела. У неё также были свой кабинет и отдельная спальня.
- С энергетикой всё в этом доме хорошо. Никакой чертовщины. В каких-то помещениях некоторые чувствуют себя, возможно, не совсем уютно, но это всего лишь фобии. Много раз водил тут ночные экскурсии. Дом тёплый и приятный, ступеньки не скрипят, в подвале никто не охает. В этом нам, наверное, не повезло в смысле отсутствия каких-то легенд и таинственных историй. Первый директор музея рассказывал, что за каретником как-то нашли около десятка конских черепов. Возможно, животных съели во времена голода, - рассказал наш экскурсовод.
В подвал особняка ведёт крутая лестница. Внизу небольшое помещение. Даже в 30-градусную жару тут холодно. Сводчатый потолок выложен из красного кирпича, на одном из них сохранилось клеймо завода Шигаева. В подвале есть заложенное окно. О том, что его не будет, решили только на этапе строительства. Возможно, оно мешало каретному проезду. Сейчас в подвале выставочная комната, имитирующая проявочный кабинет для пленочных фото.
По словам Александра Житкова, первоначальный план особняка был другим. Над эркером должна была быть крыша, но в итоге появилась башня, назначение которой неизвестно.
В ней пять окон и нет отопления. Летом там очень жарко, а зимой холодно. Снаружи находится балкон, попасть на который можно только через окно. Такое необычное решение никак не влияет на функциональность особняка, зато придаёт ему особый шарм и сказочность.
Фото: Екатерина Ершова
Комментарии ()
Написать комментарий